Acid Jazz


Acid Jazz? Иногда удивительно как много разных значений вкладывается в это расхожее понятие. Также удивительно, что то, что однажды Acid Jazz прозвучало как случайно брошенная ремарка, стало частью международной музыкальной терминологии. Сейчас происхождение термина Acid Jazz обросло мифологией, но в действительности вполне возможно отследить место и время его возникновения. Не вдаваясь в подробности, можно утверждать, что по одной из версий впервые это выражение - Acid Jazz - ввел британский ДЖ (ныне продюсер) Крис Бэнгс.

Занимаясь музыкой Эсид Хаус на самых ранних стадиях ее зарождения Крис и его партнерЖиль Петерсон имели пристрастие к ретро фанки-джазовым сэмплам или иначе говоря ретро фанки-джазовому исходнику для экспериментирования с Эсид Хаус. Однажды непосредственно во время микса, варьируя скоростью вертушки чтобы добиться эсидхаузного эффекта "Моющей машины" Крис Бэнгс объявил примерно следующее: "Все фигня, парни, это Acid Jazz!" Это и было началом. В дальнейшем уже партнер Бэнгса Жилль Петерсон развивал z понятие Acid Jazz и изобретение. Полностью менялся весь музыкальный ландшафт, эсид хаус казался авангардным и способным изменить всю музыкальную субкультуру. Жилль Петерсон пытался сделать так, чтобы джаз становился частью этого процесса. Петерсон сконцентрировался на игре "ретро" музыки, на ее микшировании с новейшими танцевальными стилями. По одной из версий, можно считать, что Acid Jazz по-настоящему утвердился на вечеринках Дингволлс в Лондоне, где в течение четырех с половиной лет на компактном танцполе проходили эксперименты с многовариантным смешением джаза, соул, латин, с хип-хопом и хаусом. Эти эксперименты стали получать все большую известность и распространились в собственных, самых разнообразных версиях Германии, Швейцарии, Италии и дальше. Соответственно, понятие Acid Jazz стало получать все больше толкований среди многих людей. Но в любом случае главный принцип в общих чертах оставался прежним: Acid Jazz - это танцевальный джаз в смеси с новейшими музыкальными стилями и технологиями.

Надо отметить значительный вклад в становление Acid Jazz лэйбла "Импульс!",

который под влиянием продюсера Боба Тьела записал огромный спектр авангардной джазовой музыки от Колтрэйна, Арчи Шеппа и Фаро Сандерса до коммерческих западноамериканских Габора Сабо и Тома Скотта. Причем экспериментирование с этой музыкой вызвало к жизни такой стиль как соул-джазз.

Уже в шестидесятых джазз вступал как бы в диалог с развивающейся популярной музыкой, что влекло за собой некоторые изменения в ритмической основе самого джаза. То, что и как получалось при смешении джаза с ритм-н-блюзом, лэтин, соул, нравилось и традиционной джазовой аудитории, но еще более было пригодно для ДЖ и их аудитории.

Существует и другая точка зрения на развитие Acid Jazz, правда она более затрагивает джэззи хип-хоп, но одновременно влияет на представление о возникновении и развитии Acid Jazz в целом. Подчеркну и это очень важно: эта точка зрения отражает мнение американских музыкальных критиков. В 1986 Стетсасоник , Бруклинская рэп-группа с участием продюсера Принса Пола создала с применением сэмплинга трэк "Токин Олл Дэт Джэзз. Что Стэтсасоник не поняли в первый момент, это то, что они положили начало целому стилю. Но в прессе сразу появились статьи, дескать, началась новая эра джаза, это революция в звуке, которая позволяет джазу стать наконец музыкой молодежи. Вплоть до 1989 такое смешение рэпового хип-хопа и джаза оставалось все еще новым и свежим: звучание духовых инструментов было как бы из старых времен, но актуальность придавали голоса МС. Примером того может быть Гэнгстарр.
Значительно вклад создание джэззи хип-хопа внес в конце 80-х продюсер Премьер, отличавшийся колоссальным пристрастием к джазовому фанку. Премьер выпустил сейчас уже забытый альбом трех артистов Дональда Берда, Роя Айерса, Лонни Листона Смита, который стал выражением стиля хард-боп.

Хотя кто-то мог бы и отдать здесь первенство патриарху джаза Майлсу Дэвису, известному экспериментатору со свободным смешением джазовых, роковых и популярных стилей (первые подобные опыты Майлса Дэвиса произошли еще более 20 лет назад, когда именно ему удалось создать стиль джазз-рок). Незадолго до его смерти Майлс Дэвис обосновался в студии специально ради того, чтобы поучаствовать в новой волне джазз-фьюжн, в результате появился стиль джазз-боп (Ду-боп-сонг). Однако в действительности этот трэк в таком виде получил известность уже после смерти Майлса Дэвиса в 1991, благодаря его обработке МС ИзиМоБи.

Во второй половине 70-х в Лондоне новая джазовая сцена сформировалась благодаря британским группам, которые возрождали соул и эта новая волна получила название rare groove. Эта новая волна сохраняла джаз фанк образца конца 60-х и оберегала и саму эту музыку и аудиторию от влияния американских диско и рок-н-ролла. Американские музыкальные критики признают, что именно с легкой руки или легкого языка британских ДЖ уже в 80-х появилось выражение Acid Jazz. Также признается, что это выражение мало о чем говорит, кроме как об истоках этой музыки в американском соул и фанке с джаззовыми элементами. Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что понятие Acid Jazz определяет более откуда эта музыка произошла, нежели что она такое.

Но тем временем в Штатах да и в Канаде Хипхоп приобретал все более джазовый звук.

В частности, канадские Dream's Warrioirs в 1990 вышли на новый уровень такого смешения, создав очень известный трэк My Definition Of Boombastic Jazz Style с применением древних, архивных джазовых записей.

После Dream's Warrioirs и Gangstarr, другая группа A Tribe Called Quest стала в Новом Свете одним из самых известных хипхоповых проектов с ипользованием джазового звука. Именно благодаря трэку Jazz (We've Got) джазовые критики изменили к лучшему свои представления о так называемых b-boys. А после того, как Грэг Осби выпустил свой Street Jazz стали говорить, что в джаз пришла новая уличная энергия и джаз получил новую аудиторию - молодежную.

Как и в Лондоне, на рубеже 80-90 по всей Америке стали возникать группы, играющие freestyle Hiphop, что было особенно удобно, так как молодежная аудитория в массе своей не знала джаз. Например, Solsonic из Лос-Анджелеса умудрились смешать по-своему джаз, фанки, рэгги, лэтин.

По мере роста джазового хипхопа как жанра, на него стали обращать внимание представили и альтернативной и даже поп, особенно R&B сцены. К джазовому хипхопу обратилась, например, Ненна Черри (кстати дочь великого джазмена Дона Черри). Другим гибридом стала группа Get Set V.O.P. В их трэке У А А вокальный скэт совмещен с звуком в стиле Боп старой школы. Вашингтонское Peace Bureau разместило рэп в стиле скэт поверх звуков джазового органа Hammond и джазового саксофона.

Таким образом, по мнению музыкальных критиков, в первую очередь американских, начало 90-х принесло уличную энергетику в джаз и дало ему новый импульс, новую аудиторию, новый стиль Acid Jazz.