Конкретная музыка


Основателем, пропагандистом и теоретиком конкретной музыки был звукорежиссер и диктор Французского радио Пьер Шеффер. В 1942 году Шеффер создает студию Studio d'Essay при Французском радио (впоследствии Radio Television Franchise (RTF)) , где в 1948 году записывает три материальных этюда: <Этюд с турникетом> (Etude aux Tourniquets) для ксилофона, колоколов, колокольчиков и двух детских игрушечных машин, <Этюд с кастрюлями> (Etude aux Casseroles), <Этюд с железными дорогами> (Etude aux Chemins de Per), где использовались звуки идущего локомотива, перестука колес, воя сирен, толчков вагонов и т.п., записанные на парижских вокзалах, обрабатывавшиеся в ритмическом контрапункте с обильным использованием accelerando и crescendo, solo локомотивов и tutti вагонов.

Первое исполнение этюдов состоялось на парижским радио 5 октября 1948 года под общим названием <Концерт шумов> (Concert de bruits). Конкретную музыку стали расценивать как иллюстрацию, как копию шума окружающего нас мира без собственно музыкальных правил. Однако Шеффер вовсе не хотел этого. Чтобы усилить музыкально-звуковую сторону конкретной музыки, он обратил особое внимание на использование музыкальных инструментов. Им были созданы два фортепианных этюда: Этюд для фортепиано (Etude pour piano) и Патетический этюд (Etude pathetique); немного позднее - Variations sur une flute Mexicaine и другие сочинения.

Франсуа Бэйль, оглядываясь назад, отмечает: <Конкретная музыка вовсе не была музыкой шумов. Все было в точности наоборот. В этой музыке использовались все доступные нам ресурсы, музыка в которой использовались все звуки нашей жизни. Звуки конкретной музыки подобно фотографиям и фильмам несут в себе смысл и значение. Они показывают жизнь в соответствии с нашим опытом проживания в повседневном мире>.

Первоначально, направление конкретная музыка выступало как альтернатива сериализму, взятому за основу направлением Elektronische Musik. По определению Пьера Шеффера, конкретная музыка , это музыка, основанная на <конкретном> использовании <фиксированных> звуков вместо нотации. Эта музыка существует во всей конкретности, как слышимая субстанция, зафиксированная на тех или иных носителях записи. В области конкретной музыки для образования звуковых формаций используют всё, что может произвести тот или иной звук: музыкальные инструменты, электронное оборудование, звуки окружающего нас мира.

Важным требованием конкретной музыки является то, что материалом композиции служит записанный звук, отделенный тем самым от своего источника и естественного контекста. Фиксированные звуки - название, предложенное взамен выражению <записанные звуки>, подчеркивавшему существование <звучащей реальности> еще до записи.

15 мая 1948 года Пьер Шеффер, представляя новое направление, говорил: <Способ композиции с помощью материала, взятого из коллекции экспериментальных звуков, я называю Musique Concrete, чтобы подчеркнуть, что отныне мы более не зависим от предвзятых звуковых абстракций, но используем фрагменты звуков, существующих в своей конкретности, рассматриваемых нами, как звуковые объекты>.

Звуковой объект ( Objet Sonore) - понятие, введенное Шеффером для определения произвольной звуковой структурной единицы конкретной музыки. Описание звуковых объектов предполагает перцептивные критерии, независящие от <смысла> звука и его источника.

Музыкальный объект (Objet musical), в свою очередь, - это звуковой объект, существующий и определяемый в соответствии с его функцией внутри определенного музыкального контекста.

Результатом композиции является, как правило, фонограмма. Исполнение конкретной музыки, соответственно, сводится к публичному проигрыванию этой фонограммы. Данный тип сочинений обычно определяют как <музыка для пленки>. Этот термин используют даже сейчас, несмотря на то, что собственно пленка давно уступила место более современным, цифровым носителям записи. Противопоставление терминов <музыка для пленки> и <фонограмма> объясняется принципиально различной природой двух явлений. Если фонограмма - это просто фиксация звука произвольной природы на том или ином носителе записи, то <музыка для пленки> - это именно <конкретная музыка> или <акусматика>, со всеми, присущими этим направлениям специфическими чертами.

Для определения ситуации абстрактного слушания Пьер Шеффер ввел термин Ecoute reduite (Reduced listening) - редуцированное слушание, при котором все внимание направлено на оценку внутренних качеств звуков, в то время как их источники, причины и значения игнорируются. Таким образом, одним из важнейших факторов исполнения <музыки для пленки> является не только отсутствие исполнителя, но и самих источников звукового материала композиции.

Часто <музыку для пленки> исполняет сам автор. Роль исполнителя заключается в управлении пространственным распределением и движением звукового материала композиции (Sound Diffusion). В ситуации концерта, пространственное распределение звука целиком зависит от акустики конкретного зала и специфики звукоусиления, факторов, которые трудно учесть в процессе студийной работы.

В начале опытов Шеффера парижская студия располагала только аппаратурой для грамзаписи, несколькими микрофонами, усилителями и репродукторами. Особая техника записи на грампластинку с замкнутой дорожкой (так называемая техника sillon ferme) дала Шефферу возможность воспроизводить и обрабатывать записанный звук в течение любого количества времени. Первые магнитофоны появились в парижской студии только в 1951 году. С этого момента студию называют . Новыми техническими средствами записывались и, по мере возможности, преобразовывались разные звуки, прежде всего удары по доске, металлическому пруту, колоколам, трубкам, пластинкам и т.д. Обработка происходила за счет изменения скорости вращения диска или перемещения пленки, ракоходного воспроизведения, расширения границ громкости и звуковых частот.

В 1958 году парижская студия получает название GRM (Groupe de Recherches Musicales). В 1960 году Radiodiffusion Franchise была переименована в Radio Television Franchise (RTF) и в новом контексте телевидения, Шеффер предложил администрации RTF план создания < Le Service de la Recherche>, организации, включающей в себя GRM, но проводящей при этом более широкий спектр исследований, включающий также и визуальные искусства. Администрация одобрила предложение Шеффера, и новое подразделение было создано. В 1963 Франсуа Бэйль становится директором GRM, < Radio Television Franchise> становится . В том же году Пьер Шеффер пишет свой легендарный труд < Traite des Objets Musicaux>, посвященный конкретной музыке, опубликованный в 1966 году.

В 1974 ORTF разделяют на несколько организаций, в частности, и (INA). Административно GRM - часть INA, и по сей день размещается в здании Radio France в Париже. В GRM в разное время работали многие ведущие композиторы ХХ века, такие, как Оливье Мессиан, Карлхайнц Штокхаузен, Пьер Анри, Янис Ксенакис, Лучано Берио, Пьер Булез, Бруно Мадерна, Дариус Мийо, Эдгар Варез, Люк Феррари и многие другие.

Андрей Смирнов