Synth-pop/wave-герои нашего времени


По многочисленным просьбам наших читателей мы открываем серию публикаций, посвященных музыкальному стилю synth-pop и его нынешним наиболее ярким представителям. Действительно, назрел момент окинуть трезвым и более-менее объективным взглядом сцену и посмотреть, что же на ней происходит сегодня. Но прежде чем перейти к конкретным персоналиям, нам хотелось бы изложить свое видение сцены и предложить вашему вниманию некоторые исторические выкладки, имеющие прямое либо косвенное отношение к жанру synth-pop.



Введение

Сегодня у музыкального стиля synth-pop немало поклонников во всем мире, и поэтому схема "спрос рождает предложение" работает в рассматриваемом случае весьма продуктивно. Действительно, лавры DEPECHE MODE и CAMOUFLAGE не дают покоя многим современным музыкантам, и новые группы, исполняющие похожую музыку, растут сегодня, как грибы (MELOTRON, OBSC(Y)RE, POINT OF VIEW, A NEW JANUARY, PERFIDIOUS WORDS, NOICE TM, FICTIONAL). Также есть немало артистов, которые начинали играть в несколько других стилях, но со временем их саунд стал очень сильно напоминать synth-pop (AND ONE, DEINE LAKAIEN, CLAN OF XYMOX, NEUROACTIVE, LIGHTS OF EUPHORIA). Однако это вовсе не означает, что все новички и "перебежчики" являются всего лишь подражателями, клонами или пародиями на своих более именитых коллег по цеху. Отнюдь, отдельные современные группы, не имеющие звездного статуса, играют даже более интересный материал, нежели изрядно поизносившиеся иконы жанра. Более того, есть ряд коллективов, которые играют весьма специфический, фирменный synth-pop и, можно сказать, двигают жанр вперед (CLEEN, WOLFSHEIM, MESH, THEE HYPHEN). Также весьма интересны команды, которые играют музыку в близких к synth-pop сцене стилях EBM, darkwave, электро-индастриэл, техно и периодически выдают на-гора просто первоклассные synth-pop номера (APOPTYGMA BERZERK, COVENANT, STRATEGY). Фактически, музыкальный обмен веществ между упомянутыми лагерями идет весьма интенсивно, и нередко те или иные коллективы сцены играют кроссовер из электро, synth-pop, готик-рока и EBM.

Далее. Сегодня существует много музыкальных терминов, которые, как нам кажется, так или иначе описывают именно synth-pop музыку: wave, электро-поп, дарк-поп, техно-поп, light EBM, gothic-поп,... В наших дальнейших публикациях мы будем использовать определения "synth-pop" и "wave" в качестве базовых и сразу же хотим предупредить возможные нападки на нас дотошных "ТЕРМИНаторов": давайте подходить к исследуемому предмету более глобально!

Мы принципиально не собираемся гнаться за количеством и выбираем качество. Поэтому не ждите от нас большого количества музыкальных портретов. Конвейера не будет! В будущих номерах газеты мы постараемся рассказать вам лишь о некоторых synth-pop коллективах - тех, которые мы слышали лично и считаем наиболее актуальными и интересными с музыкальной точки зрения сегодня.

Еще для нас важен фактор времени. Мы считаем, что нет особого смысла копаться в прошлом и доставать на свет "реликтов" вроде RED FLAG, SILENT GIFT или YAZOO, чей саунд, откровенно говоря, устарел. За бортом нашего внимания точно останутся DEPECHE MODE, о которых написано и так вполне достаточно. Что же касается очень хороших, но еще недостаточно раскрученных на Беларуси и в России групп MESH и DE/VISION, то мы обязательно вспомним о них, когда состоятся релизы их новых пластинок. Таким образом, в число наших фаворитов на текущий момент входят: DEINE LAKAIEN, WOLFSHEIM, BEBORN BETON, NEUROACTIVE, CLEEN, PERFIDIOUS WORDS, AND ONE, MELOTRON, STATEMACHINE... Первые части сериала "Synth-pop/wave-герои нашего времени" будут посвящены именно вышеназванным группам. Будет или нет продолжение сериала, покажет время...

Мы искренне надеемся, что после ознакомления с будущими публикациями у многих фэнов стиля synth-pop прибавится головной боли (в хорошем смысле), так как аппетит часто приходит во время еды, и данная аналогия совсем не надуманная! Ну, а пока что - немножко теории...

Краткая история синтезатора

Примерно в 1870 году сразу несколько человек в мире начали эксперименты с музыкой, производимой на свет с помощью электрических машин. Однако серьезные открытия и подвижки в данной области произошли лишь в 1950 году. Так, например, именно в этом году специально для подобных исследований была построена студия-лаборатория в Кельне, Германия. Первый же синтезатор был собран в 1955 году в компании RCA, США. Первоначально синтезаторы стоили огромных денег и были слишком громоздки. В 1960 году Don Buchla и Bob Moog собрали первые нормальные синтезаторы. Кстати, Bob Moog является поистине легендарной личностью в области создания электронных инструментов. Ему обязаны своим появлением на свет MiniMoog и многие другие синтезаторы, которые активно использовали и используют synth-pop музыканты. В 1970 году синтезаторы начали производить в больших объемах на заводах.

Первые синтезаторы были аналоговыми. На них все звуки выделялись путем передвижения переключателей, нажатия кнопок, поворотов ручек и т.д. Затем были изобретены цифровые синтезаторы, которые можно было подключать к компьютеру или друг к другу. Они использовали интерфейс, называемый MIDI. MIDI посылает информацию о тембре, тональности, скорости звука и т.д., но он посылает не реальные звуки, а всего лишь цифры, представляющие эти звуки. Сегодня MIDI присутствует во многих персональных компьютерах.

Наиболее распространенным источником звуков для современных синтезаторов являются сэмплы, то есть цифровые записи реальных звуков, которые могут издавать как обычные музыкальные инструменты, так и аналоговые синтезаторы. Иногда в одном аппарате сочетаются цифровой и аналоговый подходы к воспроизведению звука.

Появление и становление synth-pop

Уже в конце 60-х годов некоторые известные музыканты начали использовать синтезаторы (например, BEATLES и BEACH BOYS), но при этом их музыка не претерпела серьезных изменений. В 1968 году был выпущен первый альбом, записанный только с помощью синтезатора, - пластинка Wendy Carlos "Switch On Bach" - фактически, это была музыка Баха, сыгранная на синтезаторе Moog.

В 1968 году в Германии была сформирована экспериментальная группа ORGANISATION, которая в 1970 году изменила свое название на KRAFTWERK. В то время она играла дисгармоничную, но новаторскую музыку, основанную на звучании синтезаторов. В первой половине 70-х годов музыканты издали три альбома в Германии, и с каждой новой записью их музыка становилась все более ритмичной и доступной для понимания. В 1974 году KRAFTWERK дебютировали на интернациональной сцене альбомом "Autobahn", который стал своего рода прорывом в музыке. То была запись двадцатиминутной езды на автомобиле с синтезаторным аккомпанементом и другими звуковыми эффектами. Артисты продолжили делать подобную разновидность музыки и с тех пор выпустили шесть альбомов. Можно сказать, что именно KRAFTWERK заложили фундамент для появления стиля synth-pop.

В 1968 году француз Jean-Michel Jarre также начал работать с электронной музыкой. Он, например, объединил оперу с синтезаторным звучанием, и эта комбинация привлекла к себе внимание в 1972 году. Первый реальный альбом музыканта "Oxygene" был издан в 1976 году и имел немалый успех у слушателей. Jarre играл инструментальную электронную музыку, вдохновленную как классическим, так и экспериментальным материалом. На большинстве своих альбомов он имел, по крайней мере, одну мелодию, которая отдаленно напоминала synth-pop. В 1981 году Jarre стал первым западным музыкантом, концерт которого состоялся в "красном" Китае. В 1984 году он записал альбом "Zoolook", на котором содержались сэмплы из более чем тридцати языков со всего мира. А в 1986 году Jarre решил осуществить первую запись музыки в открытом космосе. Астронавт и саксофонист Ron McNair собирался поиграть с французом джем, будучи на борту космического корабля "Challenger". Однако из-за несчастного случая корабль взорвался сразу же после отрыва от Земли, и планам музыкантов не суждено было сбыться. Jarre также организовал несколько очень зрелищных live-перфомансов перед миллионными аудиториями в США, Франции и некоторых других странах. На счету француза около дюжины альбомов.

Другими музыкантами, которые довольно рано начали использовать синтезаторы, были Brian Eno, Mike Oldfield, PINK FLOYD, TANGERINE DREAM и Vangelis.

К концу 70-х годов в мире, а особенно в Англии, появилось много артистов, использовавших синтезатор в качестве основного инструмента. Вот некоторые имена: Gary Numan, ULTRAVOX, OMD, HUMAN LEAGUE. Надо отметить, что в их музыке чувствовалось сильное влияние KRAFTWERK.

В начале 80-х люди заговорили о DEPECHE MODE. Британцы играли счастливый и наивный synth-pop (как, например, на сингле 1981 года "Just Can't Get Enough") до тех пор, пока коллектив не покинул Vince Clarke, сформировавший проект YAZOO и еще позже - группу ERASURE. С этого момента музыка DEPECHE MODE стала более меланхоличной и мрачной. Эта группа и поныне остается самой популярной и влиятельной командой на synth-поп сцене. Надо сказать, вполне заслуженно.

Также в начале 80-х начали выпускать свои пластинки группы DURAN DURAN, EURYTHMICS, TEARS FOR FEARS и THOMPSON TWINS. Все они играли несколько примитивную разновидность synth-pop музыки с использованием других инструментов. В Канаде тогда сверкали RATIONAL YOUTH, а Швеция подарила миру ADOLPHSON-FALK.

В 1984 году на сцене появились synth-pop артисты Howard Jones, Nik Kershaw и германская группа ALPHAVILLE. Другими примерами synth-pop групп 80-х являются A-HA, BRONSKI BEAT, NEW ORDER, SOFT CELL и VISAGE.

В том же 1984 году на свет появился новый тип поп-музыки - евродиско, яркими представителями которого являются итальянцы SCOTCH и немцы MODERN TALKING. Евродиско также опирается на звучание синтезаторов, и раньше очень часто можно было спутать этот стиль с synth-pop. Кстати, музыку PET SHOP BOYS критики относят именно к стилю евродиско. Именно "благодаря" евродиско к 1986 году статус немейнстримового стиля synth-pop был опорочен, и с тех пор к последнему стали относить только тех исполнителей, чья музыка очень сильно базировалась на синтезаторном звучании и избегала счастливых и радостных интонаций.

Тем временем синтезатор продолжал играть очень важную роль на поп-сцене. Евродиско добралось до Англии, где продюсерское трио Stock/Aitken/Waterman сделало популярными очень многих артистов, самыми известными из которых стали Kylie Minogue, Rick Astley, Jason Donovan.

А в 1987 году в Англию пришел хаус. Последний зародился в Чикаго (Frankie Knuckles) и представлял собой монотонную танцевальную музыку, сделанную с помощью синтезаторов и некоторых звуковых эффектов.

В 1991 году Бельгия и Голландия первыми из европейских стран подверглись нашествию детройтского техно, в Америке играемого с середины 80-х (Derrick May). Техно также является синтезаторной танцевальной музыкой, но более жесткой и мрачной, нежели хаус. Хороший пример техно-банды - германская группа U 96.

В 1992 году евродиско снова вернулось из Германии, но в несколько измененном виде. Типичная схема: германский либо итальянский продюсер плюс черный рэппер плюс женщина-вокалистка. Музыка, основанная на простых синтезаторных мелодиях и банальных вокальных рефренах, очень быстро завоевала популярность, и теперь ее называют емким словом "dance".

Техно также не стояло в своем развитии на месте и мутировало в так называемое новое техно, к представителям которого можно смело относить PRODIGY и ANTILOOP.

Также стоит упомянуть в synth-pop контексте группу FRONT 242 из Бельгии и швейцарский дуэт YELLO. Их влияние на жанр очевидно.

В 90-х годах synth-pop удалось реанимировать свою репутацию, и он снова стал альтернативным жанром поп-музыки. Главными рассадниками "сладкой заразы" стали скандинавские страны - и в особенности Швеция - которые с завидной регулярностью поставляют на рынок качественный "синтетический наркотик" (PAGE, S.P.O.C.K., SAFT, ELEGANT MACHINERY, COVENANT, NEUROACTIVE, APOPTYGMA BERZERK). От последних стремится не отставать Германия, где на протяжении последней декады XX века громко заявил о себе ряд весьма интересных групп (DE/VISION, NO COMMENT, BEBORN BETON, AND ONE, DEINE LAKAIEN). Именно названные страны сегодня диктуют synth-pop моду. Но не забудем и талантливых англичан MESH, более популярных за пределами Англии. Удивительно, но и в США есть несколько настоящих synth-pop банд (A NEW JANUARY, PIVOT CLOWJ), и существует тенденция к росту их числа. Однако о чем это мы? Вспомните ТЕХНОЛОГИЮ или БИОКОНСТРУКТОР. Неудивительно, что сегодня даже поп-дуэт ЧАЙ ВДВОЕМ временами звучит, как DE/VISION...

Настоящее и ближайшее будущее synth-pop видится нам в радужных тонах, так как стиль продолжает укреплять свои позиции (особенно в Европе), и ставку на группы жанра делают не только многочисленные мелкие лейблы (Memento Materia, Accession Records, TCM Musik Produktionen, Bloodline Productions, Strangeways Records), но и крупные звукозаписывающие и издающие компании типа BMG, EFA, SONY. Synth-pop конца 90-х часто был холоден и мелодичен, эмоционален и мрачноват, лиричен и двупол, разнообразен и вкусен. Каким же он будет в новом столетии?

DJ Commando LABELLA
c 2005 музыкальная газета