Banco de Gaia


Замечательный проект Banco de Gaia, заслуженно почитаемый меломанами всего мира, был создан одним человеком - англичанином Тоби Марксом (Toby Marks).
По поводу загадочного названия группы персональный сайт Banco de Gaia дает противоречивую информацию. Либо это народный албанский танец, либо название средневекового ордена, либо банк в маленьком португальском городке, либо, дословно, "добродушный и веселый булочник в португальской деревушке, где я жил, когда был ребенком".

Тоби Маркс родился в 1964 году в Южном Лондоне и ходил в старомодную школу для мальчиков. Несмотря на все это, в 1978 году он стал барабанщиком в металлической группе. В 1986 году Тоби жил в Португалии, исполняя песни для туристов. В 1989 он купил свой первый сэмплер и записал композицию Maxwell House, а в 2000 выпустил свой шестой альбом на собственном электронном лейбле Planet Dog.

"Когда я был подростком, я читал много книг о Буддизме, мистике и подобных вещах, поскольку я искал, подобно многим из вас, несколько иное назначение жизни, чем существовать в современной культуре потребления, в которой я вырос. Одним из мест, употребляемых в книгах, был Тибет - таинственная страна священников и монахов, со своими секретными традициями и духовным пониманием, о которой всегда писалось в мифическом стиле, как будто это легенда, а не реальное место на севере от Индии. Я был очарован этой древней землей, где начинающий йог мог быть захороненным на несколько дней, а затем воскреснуть, и люди не ходят, а просто летают по воздуху, и я начал искать больше книг об этой стране, ее людях и их вере."

Тоби играл на гитаре в течении 20 лет, но затем перешел в мир секвенсеров и сэмплеров, так как "хотел выразить больше, чем может соло на гитаре или джазовая композиция". Первоначально идея была проста - смешать экзотические элементы восточной и арабской музыки с эмбиентными и дабовыми ритмами. Однако, постепенно эта идея усложнилась. Вместо сэмплирования кассет и пластинок он отправляется с портативным магнитофоном путешествовать на Ближний Восток. Посредством этого был наработан тот огромный и интереснейший материал, который и был впоследствии записан.

Музыка Banco de Gaia - это всегда совмещение множества музыкальных миров.
"Когда я начинал работать с электроникой, я обнаружил, что не воспринимаю музыку в концепции терминов или стилей. Будь это Джими Хендрикс или индийская народная музыка, это не воспринималось мною с позиции предубеждения".
Да, Banco de Gaia сознательно игнорирует все стили и под-стили, что существуют в современной электронике. Может быть поэтому его музыка очень свободна. Он один из тех музыкантов, кто смог органично вписать звуки Азии и Африки в свои творения.

"На рубеже тысячелетия я могу получить любую музыку за один день. Я не думаю, что так уж необходимо ехать за индийским вокалом в Индию. Хотя можно и поехать".

В 94 году Тоби выпускает первый альбом на CD - Maya. Альбом понравился буквально всем. Лучшие треки - Mafich Arabi, Gamelah, Shanti, сингл Heliopolis.
Группа переросла в лейбл Planet Dog, записи распространяются по клубам, где играет Тоби, работа в студии продолжается.
Уже в 95 году выходит самая легендарная работа музыканта Last Train To Lhasa, которая была посвящена акции протеста против оккупации Тибета. Это противостояние с тех пор только накаляется с каждым годом, превращая жизнь мирных жителей в ад.

"В 1994 году Китайское правительство решило нанести последний удар по Тибету и объявило о строительстве железной дороги через Лхасу, чтобы продолжить грабеж и разрушение тибетских природных ресурсов и сделать легким перемещение новых поселенцев в сердце страны, чтобы раз и навсегда разрушить культуру и традиции Тибета. Когда я выбирал название "Last Train To Lhasa" для моего второго альбома, я не знал этот факт. Я имел ввиду другое: в Лхасу не ходят поезда, а значит, первый и последний поезда не существуют, то есть нельзя физически пересечь древнюю таинственную землю, в которую я так влюблен, - путешествие возможно, но только ментальное".Альбом получился интересней, чем Maya, благодаря еще более чуткому использованию электроники. Трек Last Train To Lhasa был выпущен как отдельный сингл.
Уже в 1995 году выходит следующая работа - 2-ой "Last Train To Lhasa", которая была посвящена акции протеста против оккупации Тибета, а в 1996-м - раритетная концертная запись "Live At Glastonbury".

И в 1997 году выходит, возможно, одна из лучших показательных работ Banco de Gaia - Big Man Cry. Ее основное отличие - уменьшение этнических вставок и углубление в лабиринты структур звука и ритма. Он действительно получился эмбиентным, а его мелодии погружают слушателей в состояние приятной задумчивости и размышлений.

Тоби Маркс в одном из интервью заметил: "Ситуация доходит до абсурда. Взять, например, techno. Многим недостаточно называться техно-музыкантами. Придумано куча подстилей. Таких как goa-trance, deep-techno, detroit-sound и т.д. Идет реальная война почитателей этих направлений, в том числе и среди издателей музыки. В результате талантливые музыканты пропадают в неизвестности".

Следующий шаг был переломный - альбом The Magical Sounds of Banco de Gaia (1999) создавался два года. После множества живых выступлений в 1997 году Тоби переезжает в другой конец Англии и создает с нуля новую студию.

В The Magical Sounds в полной мере реализованы различные звуковые путешествия - от симфонических виолончелей в Glove Puppet до шаманских сэмплов в No Rain. Что ж, возможно это и есть та самая "мировая музыка".
"Я не использую этнос ради этноса, - говорит Тоби Маркс, - я больше заинтересован в атмосфере звучания, а для этого не надо длинных пассажей, достаточно сэмпла".
Ритмическая структура альбома - весьма необычная танцевальная музыка. Плотный ритм реально заставляет двигаться.
"Я иногда не мог остановиться. Я не люблю слушать много танцевальной музыки. Я более склонен к добавлению в нее элементов джаза, латино или рок-музыки. Все это результат множества живых выступлений с барабанщиками и различными музыкантами".
В 2000 году Banco de Gaia выпустил альбом Igizeh, где продолжаются традиции The Magical Sounds Но это продолжение уже другой истории.
Slide c

Тоби Маркс хорошо известен среди поклонников электронной музыки. С момента основания своего детища Banco De Gaia Тоби выпустил 7 полноформатных альбомов и множество синглов, лайвов, 12'' и LP-шек. Варьируясь в свободных рамках эмбиента, музыка англичанина не следовала определенному жанру и настроению. Иногда с излишней попсовостью, иногда с излишней долей экспериментов, альбомы Banco De Gaia всегда отличались богатым звуком и отличным качеством.

Несмотря на то, что первые релизы BDG увидели свет еще в начале девяностых, дебютный полноформатный альбом "Maya" вышел в 1994 году и представлял собой динамичный техно-эмбиент с примесью этнических мелодий и запевов. Через год появился второй альбом "Last Train To Lhasa", звуковой ряд стал еще более разнообразным, появился небольшой налет даба и довольно длинные этнические эмбиентные атмосферы. Несмотря на богатый звук "Maya" и "Last Train To Lhasa" (который, кстати, вышел аж на двух дисках, более чем на 2 часа), показались мне немного занудными. В первый раз я слушал их с удовольствием, а вот затем даже и не помню, ставил ли еще когда; в общем, не вызывают особо желания переслушать их снова. Чего не скажешь про третий полноформатный альбом "Big Men Cry". Я бы назвал его самым интересным их всех, что выходили под ярлыком Banco De Gaia. Альбом появился в 1997 году, как и предыдущие, на английском лейбле Planet Dog (все следующие уже выходили на американском Six Degrees Records). Словно сборник лучших треков на альбоме отсутствуют слабые композиции, "Big Men Cry" от начала до конца пропитан великолепной атмосферой и красотой звукового ряда. В общем, рекомендуется абсолютно всем.

"The Magical Sounds Of Banco De Gaia" (название альбома отлично характеризуют всю музыку проекта) вышедший двумя годами позже я бы назвал продолжением "Big Men Cry". Альбом также слушается на одном дыхании, разве что ярких композиций в два раза меньше, да и общая атмосфера уже не та, хотя по музыке - тот же сплав техно эмбиента и этнических мелодий. Последующие два альбома "Igizeh" (2000) и "You Are Here" (2004) мне понравились одинаково, музыка стала менее динамичной, но более интересной по настроению. "Igizeh" в первую очередь порадовал единой атмосферой и отсутствием "проходных" треков, в то время как и особо выделяющихся композиций я не услышал. С "You Are Here" наоборот: треки довольно разные, единой атмосферы я не заметил, но зато есть пара отличных треков, один из них я бы даже назвал шедевром. Речь идет о композиции "Gray Over Gray", довольно необычной для творчества Banco De Gaia. Набирающий обороты завораживающий женский вокал и минималистичный звуковой ряд не оставил меня равнодушным как после первого прослушивания, так и после всех последующих. Не буду рассказывать про настроение трека, послушайте лучше сами, скажу лишь, что это самая "чувственная" композиция Banco De Gaia!

Последний на данный момент альбом 2006-го года "Farewell Ferengistan" представляет собой обычный easy listening, в принципе, по релизам можно было проследить такую тенденцию. Не могу сказать, что он мне не понравился, но если "Big Men Cry" 1997-го года до сих пор выделяется среди множества эмбиентных релизов, то "Farewell Ferengistan" вряд ли произвел (или произведет когда) какой-нибудь фурор на easy listening сцене. Тем не менее его стоит разок послушать.
ИнфА с сайта Sound Proector
Banco de Gaia