1 Giant Leap - 1 Giant Leap


Ловкость рук и никакого обмана - 1 Giant Leap претендуют на самый интересный проект года, как в области world-music в частности, так и в культурной сфере вообще. При чем тут ловкость рук? А при том, что при всей своей кажущейся нарочитости и небрежности, этот проект не воспринимается как 100%-но натуральный продукт. Формула проста как мир: два европейских диджея пытаются найти источник вдохновения в народной (ну это у нас она народная, остальные отмечают ее термином ) музыке, для чего отправляются в страны с богатой культурной традицией (в основном этим грешат страны третьего мира или белые пятна на карте цивилизации). Привезенный с изнанки мира материал обрабатывается, на основе чего получается авторская музыка <с использованием>. World-music становится предметом истеблишмента, и сказать - насколько это хорошо или плохо, не возьмется никто. Хотя стоит признать, что на фоне происходящего в популярной музыке 1 Giant Leap все же можно расценивать, как большой скачок вперед.

Джейми Катто (идеолог Faithless) и Дункан Бриджмен, стоящие за 1 Giant Leap, пользуются аутентичным материалом народов Сенегала, Южной Африки, Индии, Таиланда с приличествующим энтузиастам своего дела уважением, пытаясь максимально сохранить дух местности, ответственной за тот или иной отрывок. В противоположность большинству работающих на подобном материале музыкантов, в основе композиций Катто и Бриджмена лежит оригинальные мелодии и напевы, подчищенные и адаптированные для восприятия <цивилизованного> уха. Это - большой плюс, так как в большинстве случаев приходится сталкиваться с обычным приукрашиванием своего авторского материалами колоритными национальными узорами. Разница ощущается.

Тем не менее, несмотря ни на что, и 1 Giant Leap получается не более чем мелкомасштабным атласом мира для средней школы. С другой стороны, можно ли на одном CD (VHS и DVD - 1 Giant Leap выпущен одновременно на трех носителях) уместить все многообразие мира?

В одном правы Катто и Бриджмен - слушать неадаптированный народный материал тяжело - легче включить популярную радиоволну. Поэтому их усилия по популяризации world-music достойны уважения. Довольно сложно <обработать> народный материал таким образом, чтобы и посторонних слушателей привлечь, и идею сохранить.

1 Giant Leap можно считать дебютным совместным проектом Катто и Бриджмена. Удивительно, что он привлек такое внимание со стороны именитых исполнителей, пожелавших поучаствовать в проекте. Вряд ли <Большой скачок> получил бы такой резонанс, если бы не имена Робби Уильямса, Майка Стайпа, Нене Черри, Хораса Энди, Гранта Ли Филипса, Энтони Хопкинса, Брайана Ино, тем или иным образом внесших свой вклад в создание проекта. Парадоксально, но факт: несмотря на обилие знаменитостей, интереснее всего слушаются те композиции, где их участие сведено к минимуму, а вместо этого на передний план выступает то, ради чего все и задумывалось - с вокалом сенегальца Бааба Маала, грандиозная с хоровым пением или сумрачная с участием новозеландца Whiri Mako Black. А первым синглом с альбома стала с неизвестно как попавшим туда Робби Уильямсом - программная вещь, поясняющая идею проекта. Стоит послушать признания Робби в том, что он был , но уже исправляется.

Не нужно, видимо, говорить о том, что этническая музыка имеет большой эффект на слушателя - за счет своей шаманской трансовой структуры, идущей в глубину веков. Передать эту магию звука и пытались диджеи. И кое-что им удалось. Несмотря на некую пафосность и усреднение, альбом настоятельно рекомендуется к прослушиванию. Приятный эмбиент для релаксации или активного отдыха, да и услышать своих любимцев в несколько несвойственной им роли тоже будет небезынтересно.

Вот что нужно было бы посылать в космос вместо капсулы с лучшими песнями Бйорк...