История электронной музыки


Давно известно, что музыка является необходимым условием для гармоничного и целостного развития человека. Электронная музыка внесла большую лепту в историю 20 столетия, продолжая доминировать и развиваться в наше время: 1916: Движение Dada за самопознание На дворе 1916: Кучка анархистов (история сохранила их имена - Хьюго Болл, Тристан Тзара, Марсель Джанко и Ричард Хьюайхенбег) основывает объединение творческой богемы - Dada, встретившись в кабаре в Цюрихе.

Это движение не пропагандирует никакой особенной идеологии, его идеи заключаются в <религии духа>, свободе самовыражения, открытой неприязни к Мировой войне, консерватизму среднего класса и моральной деградации человечества. Свои идеи Dada предпочитает выражать в звуках, нежели в словах, считая это более либеральным и честным способом - таким образом нивелировалась разница между языками, стирались этнические и социальные барьеры. Dada создает собственный стиль музыки - совершенно новый и неслыханный, основанный на шумах и производственных звуках (первый отзвук <индастриала>). Композиции Курта Швиттерса <Анна Блюм> (1919) и <Урсонэйт> (1923) заложили основу развития абстрактной музыки 20-го столетия. Главным источником вдохновения Dada был Луиджи Руссоло, итальянский художник-футурист и композитор, разработавший несколько машин, производящих шумы и звуки. Одной из них была машина Noise Intoners (1912), которую в своих композициях использовали многие известные композиторы - например, Стравинский. Это устройство воспроизводило различные эмбиэнтные звуки на разных тонах. Вместе с Dada подобными вещами занимался и <крестный отец русского абстракционизма> - Василий Кандинский. 1920: Рождение синтезатора В 1920 году русский гений электроники Лев Теремин разработал первый в мире синтезатор. Это устройство работало от электромагнитных волн - то есть для извлечения звуков не требовался даже контакт с инструментом. В зависимости от движения специального датчика в пространстве синтезатор <Теремин> воспроизводил различные звуки с разной громкостью. Эта штуковина производится и сейчас компанией Роберта Муга (изобретателя знаменитого синтезатора Moog) - Big Briar Inc. 1960-е: Новые звуки XX век - это век новых звуков. Совершенно новые концепции, вроде композиции, основанной на математических методах, принадлежащие Эрику Сати и Арнольду Шонбергу, машинные звуки Луиджи Руссоло и Маурицио Кагели, генераторы звуковых частот Джона Кейджа находят признание и становятся все более известными. Незадолго до этого, в 50-е, Карлхайнц Штокхаузен создает теорию электронной музыки. После первого электронного пианино (1958) и первого в мире аналогового синтезатора Moog (1965), новые электронные звуки укрепляют свое положение в современной музыке. Поздние 60-е открывают миру таких пионеров, как Вальтер Карлос, группы Pink Floyd, Emerson Lake & Palmer, Residents. В Нью-Йорке целое общество авангардистов задалось идеями Стива Рейха и Филиппа Гласса, соревнуясь в преподнесении <эстетики мелодичного и ритмического повтора> - по-нашему, лупов (loops). 1970: Новые стили - Соул, Диско, Фанк Соул и фанк - главные герои дискотек 70-х годов. Пионером танцевальной музыки, основанной на синтезированном звуке, электронного диско, становится Джорджио Мородер (Giorgio Moroder). В это же время в гей-клубах царит творчество группы High Energy (Hi NRG), а Нью-Йоркские лейблы, таки как Sal Soul, создают новые, проэлектроненные и осовремененные, версии библейско-христианской музыки. Kraftwerk В 1971 году Ральф Хаттер, Флориан Шнайдер и несколько других музыкантов основывают первую в мире чисто электронную группу - Kraftwerk. Kraftwerk использует звучание драм-машин, синтезаторов и доводит концепцию электронной музыки до своего апогея. Их первые релизы - альбомы (1974) и (1978) превращаются в первую настоящую электронную классику. Более того, начиная с 70-х, берлинские так называемые <косморокеры> Tangerine Dream (Эдгар Фроз, Клаус Шульц и другие) быстро становятся видными музыкантами за счет смешения рокерского звука и электронных вставок. Были также другие экспериментаторы, вроде известной тогда группы Can. Подобные успехи проложили дорогу новичкам и молодым музыкальным талантам: Жан-Мишель Жарр в 1976 году произвел свой электронно-музыкальный прорыв с помощью музыкального эпоса . Вместе с этим, собравшаяся в Сан-Франциско группа Suicide (участники: Алан Вега и Мартин Рэв) выпустила альбом, предрекший последующее развитие электронной музыки - многое из того, что стало появляться в 80-х, было навеяно творчеством этой команды. 1970: Новая волна Зараза, пущенная Kraftwerk, быстро перенеслась на Европу и Америку и породила множество клонов, которые занимали лидирующие места в тогдашних хит-парадах: Throbbing Gristle, Human Legaue, Ultravox, Cabaret Voltaire, Devo, Yellow Magic Orchestra из Японии, Simple Minds, Joy Division, Pere Ubu, Orchestral Manoueuvres In The Dark и Gary Numan