Delerium - Spheres


За последние пять лет Delerium выпустили шесть альбомов (вернее, пять альбомов и один весьма длинный EP). Хотя их музыкальный стиль несколько изменился за этот период, от средневосточного до средневекового ambience, с быстрыми (время от времени) набегами на территорию Front Line Assembly или Intermix, основная атмосфера их музыки изменилась мало. Мрачная, задумчивая, немного оккультная и в общем очень органичная музыка, по сравнению с другими проектами Билла Лииба (Bill Leeb) и Руса Фулбера (Rhys Fulber) вроде Intermix, Front Line Assembly и Noise Unit. "Spheres" представляет собой определённое изменение в стиле дуэта. Ушла псевдо-оккультная атмосфера, никаких монашеских хоралов, и на их месте мы обнаруживаем... космос, самую последнюю его границу. Билл и Рус, похоже, устали от метафорического прятанья в подземных тюрьмах и вместо этого решили смело отправиться туда, куда направлялись только несколько дюжин немецких групп в стиле space-rock и значительная часть братства techno. Это не означает, что результат неоригинален. Хотя местами чувствуется определённое влияние techno, и намёки на то, что они очень много слушали Tangerine Dream середины 70-х, музыка на этом диске как характерна сама по себе, так и, местами, характерна для Delerium. Трудно выбрать треки для отдельного описания. Местами альбом звучит как ранний Delerium, как первый альбом Intermix, как Tangerine Dream, и как ничто на этой планете. Множество использованных звуков будут знакомы фэнам Delerium, хотя Лииб и Фулбер основывались как на современном techno (знакомые шаблонные синтезаторные звуки), так и на раннем поколении электронной музыки (убогое наследие, которое звучало устаревшим уже в середине 70-х). Здесь есть множество сэмплов, большинство из которых это жуткое, атональное хоральное разнообразие. В "Colony" даже добавлено немного арфы и военного барабана в приемлемых количествах. Танцевальный бит появляется в паре мест, хотя тут есть тенденция уклона в более мрачную, медленную атмосферу первого альбома Intermix, чем в современное, господствующее танцевальное звучание. Определённо, ничего близкого ритмичному материалу, который был опубликован на "Euphoric". Я не совсем уверен, как альбом воспримут фэны Delerium. Он заменил мрачную, грязную атмосферу "Spiritual Archives" и его предков музыкой типа ambience, которая, всё ещё мрачная, уже не столько грязная, сколько ледяная и опустошённая. Мне альбом, конечно же, очень понравился, но я подозреваю, что изменение атмосферы отпугнёт некоторых их фэнов (впрочем, привлечёт и новых).

Довольно мелодичная работа группы, на этот раз обращающаяся к смеси таких стилей, как dark ambient, industrial и особенно new age. Spheres - альбом, несомненно, посвященный путешествию по космическим мирам и отношения к ним человека. Об этом свидетельствует как обложка (на ней, кажется, изображен сатурн), так и названия композиций: "Монолит", "Трансмиттер", "Колония", "Облачная завеса" - каждая из них не менее чем по 10 минут. Так и представляется вылет космического корабля на орбиту в этак надцатом веке, путешествие его к далекой планете и огромное разочарование путешественников, выясняющих по прибытии, что они вовсе не покорители далеких земель, кто-то их уже обошел. Слушателя погружают в довольно медитативный, но все такой же холодный мир Delerium - несомненно, такую музыку надо слушать в какой-нибудь виртуальности. Симпатично смотрится целостность альбома и композиций, в которых использованы одни и те же приемы, воплощенные при помощи однородных синтезаторов. Это, тем не менее, не порождает чувства некоторой замкнутости, наоборот. Иногда композиторы все-таки срываются и начинают обращаться к готическим мотивам (особенно в кульминационном моменте альбома), что, с одной стороны, смотрится несколько по-дилетантски (будто не сумели найти нужных семплов для продолжения композиции), а с другой, возможно, раскрывает саму идею стиля gothic более глубоко. Заканчивается альбом двумя загадочными композициями в классическом стиле dark ambient - видимо, картины открытого космоса можно удачнее всего изобразить именно при помощи этой музыки.

Под конец добивает альбом странный bonus-track, не совсем вписывающийся в концепцию всего диска своей "приземленностью". Посередине слышим даже некие непонятные спичи какого-то политического деятеля, вещающего об американской нации. Видимо, таким образом музыканты посылают свой привет всяким там президентам. В итоге венчает все дело страшной силы шум, заканчивающийся огромной реверберацией.

Работа очень интересная.