Электронная музыка (Elektronische Musik)


В соответствии с первоначальной концепцией, главная цель и принцип Elektronische Musik заключались в создании звуков исключительно средствами электричества, в техническом их преобразовании, в нахождении новой формы выражения и, наконец, в механической ее реализации, при которой исключается исполнитель. Создатели Elektronische Musik <не хотели иметь ничего общего с электронной музыкой, ограничивающейся только теми музыкальным инструментами, на которых играют привычным способом, и которые средствами электроники имитируют традиционный звуковой мир. Перед истинно электронной музыкой стоят совсем другие задачи, нежели подмена звучания оркестровых инструментов и имитация традиционных звуков>.
Для систематической работы в этом направлении в 1951-52 гг. была создана исследовательская лаборатория - Кёльнская студия электронной музыки ( Kolner Funkhaus Studio fur elektronische Musik ) при радиостанции WDR (Германия).

В западной музыке 1950-х многие композиторы рассматривали сериальную технику композиции (сериализм), как своего рода <исторический императив>. Как решительно выразился Пьер Булез: <я, в свою очередь, утверждаю, что любой музыкант, не освоивший, - я не говорю понявший, но, во всех деталях, освоивший сериализм - несостоятелен>. Справедливости ради, надо заметить, что вскоре сам Булез, фактически, опроверг это утверждение в известной статье < Alea >, посвященной новой технике - алеаторике.

По утверждению первого директора Кёльнской студии Электронной музыки Герберта Аймерта, - <Совершенно очевидно, что если бы не революционные идеи Антона Веберна, никакие средства музыкального управления электронным материалом не могли быть созданы: В работах Веберна, впервые, мы видим начало трехмерной техники рядов, которую мы знаем как сериальную технику: все до единого элементы каждой ноты, подвергнуты серийной пермутации:, такая электронная музыка - не является <другой> музыкой, это - сериальная музыка :, а разговоры о <гуманизации> электронного звука можно оставить лишенным воображения изготовителям музыкальных инструментов>.

В дальнейшем, эти принципы Elektronische Musik соблюдаются все меньше. Постепенно, к середине 60-х годов, происходит полное стирание границ между конкретной и электронной музыкой, которые, объединившись с направлением компьютерной музыки, образуют конгломерат под названием <электроакустическая музыка>.

В WDR в разное время работали такие композиторы, как Герберт Аймерт, Пьер Булез, Оскар Зала, Анри Пуссер, Г.М.Кёниг, Лучано Берио, Маурицио Кагель, Дёрдь Лигети, Янис Ксенакис, Томас Кесслер и многие другие.
Начав свою работу в WDR в 1953 году, Карлхайнц Штокхаузен в 1962 году становится директором Кёльнской Студии и, далее, деятельность студии многие годы связана с его именем.

В настоящее время, термин <электронная музыка> указывает на технологию и, вообще говоря, не устанавливает никаких эстетических, стилистических или жанровых рамок и ограничений. Электронная музыка включает в себя всю музыку, создаваемую чисто электронными средствами, будь то компьютер, синтезатор или любое другое специальное электронное оборудование. Мы пользуемся этим термином так же, как термином <оркестровая музыка>.