Коллекционирование компакт-дисков


Общие слова
Как любое коллекционирование, это занятие требует времени, средств и прежде всего глубокой увлеченности. По масштабам это хобби как у нас в России, так и за рубежом стоит на одном из первых мест. Прежде всего, из-за доступности и огромного выбора. В социальную среду человека музыка входит, как одна из составляющих огромной сферы отдыха и развлечений, ее влияние на человеческое общество огромно и представить современный мир без музыки невозможно. Как искусство музыка сформировалась много веков назад и окружает человека с рождения. Музыкальный мир все время трансформируется, развивается и ширится, вовлекая новых поклонников и любителей. В начале 60-х годов прошлого века в нашем мире произошла музыкальная революция, родился новый стиль - рок! Удовлетворять растущий спрос на <волосатую> музыку взялись звукозаписывающие компании, до того рекламировавшие свинг 30-х, джаз 40-х, рок-н-ролл 50-х. На этом самая утомительная часть моего повествования заканчивается, дальше все проще и интересней.

Немного истории
Разговор пойдет о зарубежной рок-музыке, к которой я добровольно привязан почти сорок лет. Сначала были грампластинки, которые отечественные меломаны как только не называли. В повседневном лексиконе тусовщиков звучали такие выражения, как <пласт>, <плита>, <винил>, <гигант>. Движение поклонников западных исполнителей набирало обороты и к середине 70-х в СССР в ряде городов были организованы клубы коллекционеров. Например, в Ленинграде в конце 1972 года при всесоюзном обществе коллекционеров была сформирована секция филофонистов, где новоявленные участники могли меняться пластинками (а неофициально - продавить и покупать). В основной своей массе это были любители, для которых купля и перепродажа являлась источником дохода. Вечной головной болью при обмене винила, было состояние пластинки и ее конверта. Царапины и потертости сильно влияли на стоимость <пластов>. В идеале было приобрести альбом <закатанный> в целлофановую пленку. Стоимость <новья> достигала 70 рублей. Со временем устоялась определенная оценочная шкала, по которой виниловые пластинки подразделялись на <наши>, <демократов> и <фирму>, в свою очередь оценивавшиеся по редкости, состоянию и музыкальному жанру. Неписанные правила действовали до конца 80-х, пока вместе с политическими изменениями в жизнь коллекционеров не вошло детище технического прогресса и цифровых технологий - компакт-диск.
Компакт-диск был создан в 1979 году компаниями Philips и Sony. Годом позже они опубликовали стандарт хранения информации на лазерных дисках. В 1982 году началось их массовое производство в Германии и Японии. Весной 1983 технология компакт-диска была представлена на американском рынке. Примерно в тоже время появились первые публикации в журнале <Наука и жизнь>. В сказку про маленький пластмассовый кружок мало кто верил (в какой стране мы жили!), но в 1990 году CD стали появляться на отечественном музыкальном рынке. Началось негласное соревнование между двумя носителями, которое к середине 90-х полностью выиграл компакт-диск. Абсолютное большинство любителей и коллекционеров приняли компакты и перешли на цифровой формат. Небольшая часть коллекционеров осталась в оппозиции, доказывая и не без основания, что аналоговую пластинку никогда не заменит <плоское> и обедненное звучание <радужных кружочков>. Преданные <винильщики> вбухивали бешенные деньги в фирменные (и не только) ламповые усилители, колонки и проигрыватели, в то время как другие с головой ушли в новый мир компактов с его неограниченными возможностями. В начальный период CD-бума, стоимость фирменного компакта составляла около 10 баксов (по денежному курсу первой половины 90-х - около 60 рублей), а отечественные и того дешевле. С развитием компьютерных технологий, обладатель системного блока и Cd-Room (Compact Disk - Read Only Memory), при наличии специальных звукозаписывающих программ, мог позволить себе сделать копию с фирменного диска, заплатив за <болванку> копейки. А с появлением Интернета и новых музыкальных форматов, у пользователей компьютеров, появилась возможность скачивать музыку, не выходя из дома, оплачивая лишь трафик абонента сети. Здорово!

О коллекционерах и любителях
Поскольку речь у нас идет о рок-музыке, то сначала определимся, кто такой музыкальный коллекционер. Прежде всего, это человек фанатично преданный своему занятию. Постоянно пополняющий свою фонотеку оригинальными изданиями исполнителей в выбранном жанре. При этом он всесторонне изучает предмет коллекции. В идеале коллекционер не будет тупо сваливать на полку бесчисленное количество компактов, а обязательно поинтересуется биографией группы или исполнителя, его дискографией, местом в истории рока, ротацией в хит-парадах и многим другим. Для этого приходится приобретать многочисленные каталоги, рок-энциклопедии и соответствующую рок-литературу, дополнительным большим подспорьем служит Интернет. Настоящий коллекционер не собирает контрафактную продукцию и старается избегать копий на <болванках>. Лично я считаю, что складывать у себя пиратские издания в коллекцию, все равно, что филателисту вырезать марки из красочного каталога, или нумизмату чеканить копии монет. Настоящих фанатов-собирателей от рок-музыки мало. Единицы позволяют себе ездить на международные ярмарки и составлять собственные руководства и справочники. Теперь главный вопрос: а кто же тогда та армия поклонников рока, имеющих у себя дома несметное количество компактов и записей. Ответ: любители! В этом нет ничего обидного и большинство коллекционеров вращаются в их обществе не испытывая никакого дискомфорта. Ну, нравится людям собирать записи в формате MP3, делать копии на компьютере или торговать пиратскими копиями, так это их дело. Многие зарабатывают этим себе на хлеб и обладают при этом поистине энциклопедическими знаниями во многих областях рок-музыки.

Специальные знания
Современные коллекционеры рок-продукции на компакт-носителях, как правило, раньше занимались винилом и имеют вполне сформировавшиеся вкусы и пристрастия. В широком понимании рок-музыка подразделяется на множество стилей и жанров, этому посвящены целые исследования, но большинство фанатов сосредотачивают свой взор на нескольких основных направлениях: бит-рок, психоделия, прогрессив, ритм-н-блюз и хард-рок. Излишне напоминать, что строгой классификации стилей уже давно не существует, все очень условно. Музыкальные критики используют термины в музыкальных жанрах рока, чтобы направить неискушенного слушателя и соотнести творчество исполнителей между собой. Азбуку рока можно изучать на примере творчества гениальных Beatles, которые использовали вышеперечисленные стили в своих песнях и композициях, придерживаясь мелодической и упрощенной формы подачи материала.
Начав интересоваться роком в 1968 году, я абсолютно не думал о какой-нибудь систематизации и изучении появлявшихся альбомов. Первый правильный поступок состоял в том, что я начал записывать в общие тетради все что проходило через мои руки. Оказывается, многие знакомые поступали также и фиксировали название группы, альбома, название треков и авторов, название лейбла, его индекс и год выпуска. К счастью у меня был фотоаппарат и я до кучи снимал обложки конвертов, а затем вклеивал маленькие черно-белые фотки в эти каталоги. Для меня эпоха компактов наступила в 1991, тогда я стал заносить в каталожные тетради информацию с них, а также дату. Жалею, что не фиксировал время поступления музыкального носителя с самого начала. Сейчас таких тетрадей уже собралось 36 штук и очень удобно отслеживать всю компакт-эпопею с начала. До появления компьютера продолжал делать фотки с обложек буклетов, затем на помощь пришел сканер и принтер.

О компакт-дисках
За прошедшие со дня появления CD годы, форма и размеры пластмассового бокса не изменились. Следую установленному и оговоренному свое время стандарту, принятому Комитетом по цифровым аудио-дискам, он составляет 142х125х10 см. На 120- миллиметровом многослойном оптическом диске первоначально помещалось 650 мегабайт информации или 74 минуты. В настоящее время распространены 700 мегабайт (80 мин), уже есть 800 Мб (90мин) и даже больше (какие наши годы!). В середине 80-х компакты выглядели скромно в плане оформления - одинарный или вдвое сложенный листок-буклет и чистое <яблоко> диска с оттиснутыми черной краской названиями. Примером может служить альбом группы Yardbirds "Roger The Engineer", выпущенного в 1986 году в Англии на лейбле Edsel Records. Современные производители CD, не желают отставать от подзабытого искусства дизайна и оригинальных новаций применявшихся при оформлении конвертов виниловых пластинок. Для начала стал штамповаться разноцветный вкладыш его еще называют трей, которые при определенной сноровке легко поменять. Затем возрос объем буклетов, достигающих иногда 24 страниц - целая книга, которую не так то просто извлечь, а затем вернуть на место. Рекордсменом <книгопечатанья> является немецкий лейбл Garden Of Delight. Другие фирмы выпускают буклет в виде сложенного в восемь раз мини плаката, например: Brinsley Schwarz "Nens' Teeth" (Edsel Records, 1998), что тоже вызывает массу неудобств. При переиздании музыкального материала, который в оригинале выходил на двойном виниловом альбоме, издатели быстро решили проблему с нехваткой места на цифровом носителе. Был придуман сд-бокс, толщиной 24 миллиметра, рассчитанный на два, три или четыре диска, кстати толщина буклета теперь не стесняла издателя. Очень символично, что переиздание <Белого> альбома Beatles, на двух носителях, было осуществлено одним из первых в 1987 году на EMI Records (как в свое время и сам оригинал). Спустя несколько лет инженеры додумались делать бокс для двойников под стандартную толщину 10 мм. Следующей новацией стало разноцветное изображение на <яблоке> диска и прозрачный вкладыш позволявший печатать дополнительное изображение на внутреннюю сторону задника. Все бы хорошо, да вот незадача - пластмассовые кейсы очень хрупкие, любой владелец подтвердит это. Поэтому, если трещины и сколы, появившиеся в результате неаккуратных манипуляций с капризными коробками, вас беспокоят, приходится приобретать запасные. Производители думали и над этой проблемой, но ударостойкий плексиглас сильно повысит стоимость CD, оттого появилась альтернатива, одетый в картон пластмассовый вкладыш (трей) - диджипак (Digipack). Многие фирмы перешли на такой формат, в частности поздние издания немецкого Repertoire Records. Для продвинутых любителей ретро выпускаются Mini LP CD - уменьшенные картонные копии виниловых пластинок, но немного больше стандартного размера кейса. Этот вид издания очень полюбился итальянской фирме Akarma.
Особый разговор о юбилейных и подарочных изданиях. Первые тиражи 4-х компактных боксов-сетов назвали диджибук (Digibook) и появились они в 1994 году. Альбом в форме книжного корешка с вклеенными по два с каждой стороны трея и огромного буклета, который крепился внутри разворота. Книжка-буклет норовила жить самостоятельной жизнью и постоянно отрывалась от хлипких креплений. Для меня было большим сюрпризом, когда сняв защитную пленку и открыв, изданный ограниченным тиражом бокс Abba "Thank You For The Music", на меня вывалился 65-страничный буклет. Решили и эту проблему - стали вклеивать в бокс специальный карман, где спокойно находился строптивый буклет. Безудержная фантазия инженеров из типографий, с которыми заключали договор звукозаписывающие компании, породила множество самых различных форм под неординарные издания. Так, например, антология Listen Learn Read On (EMI, 2002), группы Deep Purple, выпущена набором из 6 дисков в раскладывающейся на четыре части картонной упаковке, плюс 120-страничный буклет. Этот монстр, в сложенном виде, попадает в формат Digibook и великолепно смотрится на полке коллекционера. Еще пример: все музыкальное наследие Creedence Clearwater Revival (Fantasy, 2001) из 6 дисков, попало в две картонки, стилизованные под деревянные ящики и вставленные друг в друга, туда же угодила 78-страничная книжка. Вариантов масса - выбирай по вкусу. У подарочных наборов есть бесспорное преимущество перед простыми компактами - их никогда не станут копировать пираты (себе дороже), но стоимость таких изданий довольно высока.

Где достать и сколько стоит?
Да, больной вопрос! Для начинающего меломана это совсем не проблема, достаточно зайти в киоск, палатку или магазин, торгующий компактами и легко купить по 50-70 руб. традиционный набор из нескольких десятков всемирно известных исполнителей. Еще проще стать обладателем полного набора дискографий на МР3 носителях (чуть дороже - 70-80 руб.). В абсолютном большинстве проданные копии будут пиратскими. В нынешние времена <левак> выглядит очень цивилизованно и почти ничем не отличается от оригинала. Обычно неродной диск виден по качеству полиграфии и отсутствию специальной маркировки на внутреннем диаметре носителя. Еще пираты, по вполне понятным причинам, экономят на буклетах, но качество звучания при этом идет один в один, на слух его может отличить только специалист и то если сравнивать оригинал и подделку. Есть еще масса специфических различий, но если человек покупает пиратскую копию, ему это по барабану, главное, чтобы играло!
Другое дело, если ваши интересы лежат глубже и чувство собственного достоинства восстает против контрафакта, а средства (что не мало важно) позволяют посещать специализированные магазины, чтобы выложить 150-180 руб. за лицензию или 350-500 руб. за оригинальное исполнение. Человек покупающий фирменный диск отдает себе отчет, что его можно поменять или продать знакомым и друзьям, а также на вторичном рынке. Если меломан напрочь завяз в своем хобби и страсть собирательства становится делом жизни, то амбиции и неуемное желание приобрести редкости заставляют его искать новые пути для пополнения свое коллекции. Для того существуют многочисленные толкучки, разбросанные по городам нашей необъятной родины, самый известный из которых московская <Горбушка>. Второй путь - заказ по каталогу. В отечественных фирменных центрах это удовольствие выскакивает в <копеечку>, так как цена на CD складывается из себестоимости оригинала, услуг за пересылку и собственной варварской наценки магазина. Несколько слов о стоимости фирмы. Хитрый западный производитель давно свыкся с конкуренцией <пиратов> и свою постоянную головную боль решает за счет покупателей, закладывая в отпускную стоимость компакт-диска дополнительно несколько долларов. В цивилизованных странах, где контрафактная продукция безжалостно карается, законопослушные граждане все равно охотно покупают музыку, не считаясь возросшими ценами, особенно после перехода Европы на евро. Наш же официальный рынок частично удовлетворяет спрос выросшей долей лицензионных дисков, в частности московской компанией Mals Records, заключившей договор с прог-лейблом Musea.
Итак, как еще приобрести редкие издания зарубежных групп. Очень хорошо, если есть возможность прокатиться с оказией за бугор. Например, в Германию, где каждый год устраиваются ярмарки, кочующие из города в город - раздолье для коллекционеров винила и компактов. Знаю о международных сборищах в Англии, наверное, в других странах тоже проводятся подобные мероприятия. Остается мечтать, когда такая традиция появится у нас России. Еще один неплохой способ: связаться напрямую с магазинами в других странах. Но с физическим лицом тамошним предпринимателям скорей всего дело иметь не захочется, они может и продадут что-то, но слупят с вас коммерческую стоимость плюс растаможка и прочий геморрой. Существуют еще международные электронные аукционы, с условиями можно легко ознакомиться в Интернете. Самый известный у нас eBay и я знаю людей, которые приобретают там компакты. Но лучше всего обзавестись частным посредником, который имеет выход на тамошние склады и небескорыстно, но в разумных пределах будет снабжать вас как новинками, так переизданиями редкостей.

Делаю компакт сам
Об этом я слегка коснулся на своем сайте в рубрике <Самиздат>. Собственный эксклюзивный компакт-диск можно изготовить при наличии компа, принтера, причем с функцией печати изображения на стандартной болванке (например, Epson Stylus Photo R200) и сканера, надеюсь, что достаточными знаниями по работе с ПК, вы уже обладаете. Далее, нам понадобится двустороння матовая (хотите глянцевая) фотобумага для струйной печати. Я использую Lomond A4 170Г/М2. И еще стандартный кейс под компакт с прозрачным треем, по желанию под два диска и наконец, болванку на 700 Мб. На жестком диске компьютера устанавливаем программу Adobe Photoshop (мне больше нравится Ulead Photoimpact), Nero Burning и Audiograbber. Создаем папку и подписываем ее скажем <Проект Uriah Heep>. Берем у друзей все альбомы британских хард-рокеров и выбираем с помощью Audiograbber любимые треки, так чтобы объем музыкальных файлов в стандарте Wav не превышал 700 Мб, подписываем их, собираем в промежуточную папку и отправляем в наш <Проект UH>. Переходим к Nero, берем готовые выбранные файлы и создаем в нем собственный проект Audio CD, затем записываем на болванку. У нас появился мастер-компакт с которого вы можете делать сколько угодно копий, если имеется второй пишущий CD-Room (тут нужна еще одна программка CloneCD) или брать файлы из буфера, который висит в <Проект UH>.
Выбираем изображения, обычно их берут из сборников клип-артов или сканируют с нужной картинки и работаем с ним в Photoshop - пишем название, украшаем рамкой или что-то еще. Сохраняем изображение, это должна быть лицевая обложка нашего диска. Входим в Nero, забираемся в Nero Cover Designer и формируем обложку. Также готовится и задник будущего диска. Сохраняем в <Проект UH>. Когда закончили с полиграфией, переходим к принтеру и его собственной программе изготовления <яблока> самого диска. Сохраняем. Теперь печатаем буклет из Nero, затем <яблоко> на готовой болванке. Буклет и задник обрезаем, складываем и заводим в бокс. Компакт готов! Вопросов здесь много. Для этого хорошенько изучите программы, они русскоязычные и разобраться в них нетрудно. Поэкспериментируйте, испортите немного фотобумаги и результат не заставит себя ждать. Успехов!
В заключении хочу добавить: буду очень рад, если мои записки кому-то помогут определиться в безграничном мире рок-музыки, открыть для себя новые стороны в замечательном занятии - коллекционировании компакт-дисков.